Чёрная металлургия даже в условиях кризисных явлений последних лет остаётся одной из самых прибыльных отраслей российской промышленности. Спрос на сталь и другие сплавы на внутреннем и мировом рынке стабильно высок. А собственная богатая сырьевая база обеспечивает конкурентоспособную себестоимость продукции. Однако по некоторым видам сырья российская металлургическая отрасль полностью зависит от импортных поставок. Речь, в частности, о марганце, который используется для раскисления стали, а также в качестве легирующего элемента при производстве высокопрочных сплавов (стали Гарфилда).
Несмотря на то, что в России больше 50 разведанных месторождений марганцевых руд с суммарным запасом 230 млн тонн, в настоящее время добыча практически не ведётся. Руда и концентраты для нужд металлургии импортируются. Основными поставщиками являются Китай, Украина, Казахстан, страны Африки. В 2020 году объём импорта марганца составил более 1 млн тонн. Такая ситуация вызывает определённые опасения: в случае санкций или срыва поставок по другим причинам российская промышленность может остаться без стратегического сырья. Поэтому курс на импортозамещение в этой сфере — необходимая и давно назревшая мера. Определённые шаги в данном направлении предпринимаются, хотя темпы оставляют желать лучшего.
Потребители марганца
Большая часть завезённого и произведённого в РФ марганца (около 70 %) используется при изготовлении нержавеющих и других сталей. Около 12 % — в цветной металлургии. Оставшаяся часть задействуется в основном в химической промышленности и производстве электроники. Приблизительно 90 % металлического марганца потребляется крупнейшими металлургическими холдингами «Северсталь», ММК, ОМК, НЛМК, EVRAZ.
Состояние отрасли
Марганец в металлургии применяется в виде ферросплавов. По содержанию основного элемента выделяют:
- силикомарганец (от 60 до 75 % Mn);
- ферромарганец (от 70 до 95 % Mn);
- металлический марганец (от 95 % Mn).
На территории России работает пять крупных предприятий, выпускающих ферросплавы первых двух типов. Косогорский металлургический завод в Туле и Саткинский чугуноплавильный завод в Челябинской области производят ферромарганец по доменной технологии. Челябинский электрометаллургический комбинат и Кингисеппский завод ферросплавов выпускают ферро- и силикомарганец с использованием рудно-термических печей. Западно-Сибирский электрометаллургический завод (Новокузнецк) производит силикомарганец тоже в рудно-термических печах. Общие производственные мощности российских заводов (700 тыс. тонн ферросплавов в год) позволяют удовлетворить потребности металлургической отрасли. Тем не менее реальные объёмы производства гораздо ниже. Проблема заключается в том, что все перечисленные предприятия работают на импортируемом сырье, поэтому затраты на транспортировку руды делают их продукцию менее конкурентоспособной.
Что касается металлического марганца, то его производство в России практически не осуществляется. Отечественные производители стали и других сплавов полностью зависят в этом отношении от поставок из-за рубежа. При этом именно металлический марганец становится всё более востребованным сырьём. Его всё чаще используют в качестве легирующего элемента, в частности при производстве трубных сталей с высоким уровнем прочности и хладостойкости. Потребность в нём оценивается минимум в 60 тыс. тонн в год. Главными импортёрами металлического марганца в Россию являются Китай и Украина.
Перспективы развития
По прогнозам экспертов, к 2030 году потребление марганцевого сырья в металлургической отрасли РФ вырастет на 50 %. В связи с этим задача импортозамещения в данной сфере стоит особенно остро. Необходимо проводить работу в двух направлениях:
- поиск и освоение перспективных месторождений;
- разработка новых технологий добычи и обогащения руды и производства ферросплавов марганца.
Среди уже разведанных крупнейшими месторождениями являются Усинское (Кемеровская область) с запасами 120 млн тонн, Южно-Хинганское (Еврейская АО) — 8 млн тонн, Порожинское (Красноярский край) — 29 млн тонн. Попытки их освоения предпринимались, но к ожидаемым результатам пока не привели.
Так, компания «Чек-Су» планировала начать добычу руды на Усинском месторождении, а также наладить её переработку и производство металлического марганца в Хакасии, но столкнулась с финансовыми трудностями и в 2017 году была признана банкротом. Попытки реанимировать проект продолжаются до сих пор, но вызывают много вопросов, в том числе с точки зрения экологической безопасности.
В 2007 году ООО «Туруханский меридиан» получило лицензию на разработку Порожинского месторождения. Также планировалось производство марганца в Сосновоборске. Но кризис 2008 года вынудил компанию отказаться от проекта.
Ещё один несостоявшийся проект — Троицкий металлургический завод в Челябинской области. Планировалась организация производства 33 тыс. тонн металлического марганца в год, но из-за недостатка финансирования всё свернули.
Единственным предприятием, которое ведёт сейчас работы по добыче марганца в РФ, является ООО «Хэмэн — Дальний Восток». Компания имеет лицензию на разработку Южно-Хинганского месторождения. Несмотря на большие вложения, проект развивается довольно медленно и пока не вышел на запланированные мощности.
Очевидно, что зависимость России от поставок металлического марганца в ближайшее время сохранится. Остаётся надеяться, что государство и заинтересованные крупные участники рынка уже осознали стратегическую важность этой отрасли и предпримут необходимые шаги для исправления ситуации.